А между тем, пока длились судебные разбирательства, сумма судебных исков от «Роснефти» росла с мощностью очередного японского цунами: с кoсмических 106 млрд. дo галактических 170 млрд. Хорошо еще, что не в геометрической прогрессии! Аргументом для увеличения суммы иска тогда стало изменение курса рубля, что выглядело довольно нелепо. Если применять эту логику, то любой магазин или фирма могли бы потребовать у своих клиентов доплатить за товар, купленный три года назад. Получается, что менеджмент Роснефти — это такие валютные ипотечники наоборот. Те требуют пересчитать им кредиты в рублях, а эти хотят, чтобы мифический ущерб из прошлого им компенсировали фактически в долларах. Неудивительно, что при таких раскладах ответчик предпочитает привлекать третью сторону!
А непосредственно акции компании тогда не только арестовали, но еще и запретили акционерам получать дивиденды. Причем запрет на дивиденды даже не являлся решением суда и идеей «Роснефти». Это была самодеятельность судебных приставов, которые, как говорится, переусердствовали.
И вот вчера состоялся очередной суд. На сей раз АФК «Система» оспаривала действия пристава Ольги Сталь, которая самовольно и наложила запрет на получение дивидендов. Напомню, что башкирский суд арестовал часть акций МТС, все акции БЭСК и «Медси», принадлежащие АФК «Система», чтобы обеспечить выплаты по иску «Роснефти». Это при том, что, как упоминалось выше, даже сама «Роснефть» не просила арестовывать дивиденды. Т.е. дивиденды были заморожены не на основании соответствующего судебного решения, а на основании решения конкретного пристава. И вот решение пристава пришлось оспаривать в суде. Результат можно было вчера наблюдать в СМИ. Отказ! Дерзкий и бескомпромиссный!
В общем, в лучших традициях: группа лучших менеджеров России, она же АФК «Система», не смогла добиться в очередном суде справедливости, а тем временем «Роснефтегаз» не доплатил в бюджет России дивидендов на сумму 136 миллиардов. Ровно столько, сколько в постановлении Башкирского суда по иску. Совпадение? Как сказал бы один небезызвестный телеведущий, «не думаю».
А теперь подумаем: кто в здравом уме к нам сюда захочет вкладывать свои деньги, прочитав новость о том, как, предположим, «Система» ищет способы решить вопросы с «Роснефтью» при помощи хоть какой-то экспертизы, прочитав о том, что у нас замораживают активы не на основании решения суда, а на основании решения левой пятки всего лишь пристава? Ведь в тексте этих новостей прямо между строк отчетливо прописано, что нет у нас никакого суда; у нас кто сильнее, тот и прав! И тот, кто занимается инвестированием, как никто иной умеет читать эти зашифрованные послания.
Это немудреное блюдо до кучи следует приправить аппетитным соусом «Роснефтегаза», о котором писалось выше, — структуры, которой принадлежит 50% «Роснефти» и которая при этом абсолютно непрозрачна не только для общества, но и для государства.
Почему эта история важна? В первую очередь потому, что основательно подрывает и без того не самый оптимистичный инвестиционный климат в стране. России просто необходимо что-то с этим делать. Нельзя так порочить судебную систему, российское право и успешных российских предпринимателей. Иначе всю собственность России придется продать китайцам, потому что никто другой больше не осмелится купить в русском предприятии миноритарный пакет.
А напоследок, подписывайтесь на телеграм-канал самых оголтелых ДНОвостей:
Journal information